Увлекательные эксперименты в психологии
14-10-2013

Увлекательные эксперименты в психологии


 

Некоторые психологические эксперименты поражают своми результатами, некоторые - самим замыслом. Приведеная ниже подборка реальных исследований поражает не только научный ум, но и привлекает внимание неординарностью, а порой и парадоксальностью. Какие же психологические эксперименты можно назвать наиболее удивительными в истории науки?
 

Исследование с мнимыми психиатрическими больными Розенхана (Rosenhan's Fake Psychiatric Patient Study)



Этот эксперимент был проведен в 1972 году Дэвидом Розенханом (David Rosenhan). Для его проведения он отобрал группу психически абсолютно здоровых людей разного возраста и послал их на прием к врачу в психбольницу. Их психологические показатели были в норме, вели они себя адекватно и абсолютно нормально за исключением того, что сообщили, будто внутри чей-то голос говорит им одно из трех слов: пустой, полый или гулкий.

Естественно, предполагалось, что врачи либо не обратят на это внимания, либо сочтут несущественным, либо разоблачат симулянтов, либо проведут дополнительные исследования для пояснения такой странности.

Однако в результате все эти здоровые люди были помещены на лечение в психбольницу. Через некоторое время все пациенты были выписаны с диагнозом «шизофрения». Один из этих людей смог вырваться оттуда лишь спустя 52 дня.

После этих событий Розенхан сообщил общественности о своем эксперименте, что вызвало массу негодования, его обвинили в некорректности эксперимента. Тогда Розенхан сделал следующее: он сообщил тем же врачам в тех же больницах о повторе эксперимента (якобы теперь это было уже корректно по отношению к коллегам).

На этот раз психиатрам удалось вычислить 41 притворщика из 193 пациентов. Но была небольшая проблема: как оказалось, Розенхан только сказал, что пришлет людей для эксперимента, а в реальности он никого не присылал. И все якобы притворщики оказались реальными больными.


Эксперимент Аша и феномен конформизма (Asch Conformity Study)


Суть эксперимента Соломона Аша заключалась в том, что исследуемый не подозревал об истинной цели эксперимента и своей роли в нем. В ходе эксперимента человеку сообщали, что исследуют особенности глазомера, для чего просят соотнести линию на картинке с тремя линиями на другом рисунке и сказать, какой именно линии она соответствует по длине.

Эксперимент проходит таким образом, что исследуемый отвечал последним из всех присутствующих, которые уже сидели в комнате, когда он вошел, и все они являются «подсадными», то есть знают о цели эксперимента и дают заведомо неправильные (но одинаковые) ответы.

При этом стоит подчеркнуть, что при отсутствии людей, когда человеку просто предлагается сравнить линии, он дает правильный ответ в 99% случаев.

В результате эксперимента оказалось, что треть из испытуемых дают неправильные ответы (нетрудно догадаться, что они аналогичны тем, которые дает группа). Однако и те, кто дает правильные ответы, заметно испытывают явный дискомфорт, который проявляется в мимике, нервных движениях, постоянной смене позы, даже плаче.

Результаты эксперимента дают возможность констатировать наличие феномена конформизма – зависимости от мнения большинства. Причем выявлено, что есть люди, более склонные к конформизму, есть менее склонные. Но факт остается фактом – конформисты не просто сознательно принимают мнение большинства по каким-то логическим соображениям, они действительно слепо верят, что это их личное мнение, принятое самостоятельно, на которое не влияли никакие обстоятельства.


Эксперимент Милгрэма (Milgram Obedience Experiment)



Как и в случае с экспериментом Аша, испытуемым не была сообщена истинная цель исследования. Вместо этого им сообщили, что изучаются особенности обучаемости людей и факторы повышения ее эффективности. Якобы проверялась гипотеза, что при наказании человека за неправильные вопросы (причем причинением физической боли) он будет обучаться эффективнее.

Для эксперимента были набраны добровольцы, которые должны были нажимать на кнопку пуска тока, причем уровень напряжения (или силы тока) можно было контролировать.

В реальности никакого тока не было, «обучаемый» был также предупрежден и просто начинал симулировать дискомфорт, когда видел мигание лампочки (на нее и влияло нажатие кнопки). Причем с якобы увеличением силы тока он начинал кричать и бурно реагировать. Неправильные ответы он тоже давал специально.

Когда напряжение якобы поднималось до высокого уровня, «подопытный» начинал молить о помощи, просить прекратить эксперимент. Исследуемый в недоумении спрашивал у ученых, которые стояли рядом, что делать, предлагал закончить эксперимент, но те уверяли его в правильности действий, вселяли уверенность, успокаивали, говорили, что это на пользу науке. Но физически его не заставляли этого продолжать! Потом человек в кресле прекращал подавать признаки жизни.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы проверить, сколько людей отважится убить другого, сколько пойдут до конца, скольким хватит простых убеждений и разрешений другого человека, чтобы убить беззащитного. Эксперимент показал, что 65% исследуемых доходили до границы в 450 Вольт, что по сути убивает человека.

Из эксперимента следует вывод о том, что ряд людей (причем большинство), находясь в роли подчиненного, получив наставления от неких авторитетов, способны совершать ужасные поступки, не обдумывая их, не чувствуя своей ответственности, не испытывая угрызений совести, а перекладывая ответственность как раз на этих «авторитетов».
Комментарии
Екатерина

Очень интересно. И довольно страшно. А какие выводы? Как выжить среди 65%, готовых убить, и врачей, которые неверно диагностируют? :)

Добавить отзыв:
Заполните корректно "защитный код"